Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Необходимо удержать в сознании студентов логику познавательного процесса и стимулировать их внутреннюю активность, направленную на решение проблемной задачи.
Логика, с помощью которой раскрывается то или иное направление исследования, определяется концептуальными позициями в науке, отражает методологические положения науки и научно аргументированную критику.
Ценность такого обучения заключается в том, что слушатели проходят школу исследователя, прослеживают логику научного познания, учатся логическому рассуждению, критичности в оценке теоретических постулатов и выводов, умению выделять главное, научно обоснованно аргументировать выводы. У них воспитывается научная принципиальность и привычка вдумчиво и осторожно относиться к решению научной задачи. Вместе с тем студенты приобретают глубокие и осознанные знания по изучаемому вопросу.
Аналогичен способ постановки учебной проблемы, если вводится информация из истории науки. В этом случае при обсуждении научных школ остается та же логика. Освещение процесса и результатов научного исследования производится с позиций современной науки. Необходимо вскрыть исторические условия, в которых развивалась наука, и облегчить их понимание.
Понимание — познавательный процесс, направленный на раскрытие существенных связей объекта, оно связано с актуализацией имеющихся знаний об отношениях объекта и с анализом текста задачи. Чтобы понимание содержания задачи состоялось, необходимо четко выделить предмет понимания, создать мотивированность и активность познавательного процесса, сформировать установку на восприятие информации и ее понимание. Исследования, проведенные в целях изучения процесса понимания творческих задач, показывают, что понимание задачи детерминировано личностным отношением субъекта к воспринимаемой информации.
Проблемный подход к организации учебной деятельности является первым и основным условием для развития творческого мышления учащихся. Основным дидактическим критерием правильности поставленной учебной проблемы является проявление рассогласования информации, дающее объективную возможность увидеть и понять существующие разрывы связей, а также логически выдержанная формулировка требования задачи, определяющая предмет и пути решения проблемы.