Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Совокупность фундаментальных идей, теорий, концепций, имеющих место в конкретной науке, составляет главное содержание образования.
Включение же вспомогательной и дополнительной информации создает условия для усвоения, оценки и применения теоретических знаний, способствует оперированию ими для объяснения и интерпретации объектов и явлений, расширяет сферу предметного знания и стимулирует познавательный процесс. Представленная в учебном материале иерархия научных понятий позволяет построить учебную проблему и сформулировать ее в предметно-содержательном аспекте, сконструировать проблемные ситуации в процессуальном аспекте в виде задачи.
Первым источником для выдвижения и формулировки учебной проблемы является наука: теоретические положения, структура информационного состава, дискуссионные вопросы. В педагогических науках проблемному обсуждению подлежат многие теоретические положения, так как тезаурус недостаточно четко определен и многие определения понятий либо условны, либо имеют аспектный ракурс трактовки, либо функциональный характер. Например, «метод обучения» трактуется как руководство учебной деятельностью учащихся, как взаимодействие педагога с учениками, как средство достижения цели, как способ деятельности и т. д. «Процесс обучения» определяется как взаимодействие учителя с учащимися и как процесс управления учебной деятельностью. Все эти формулировки рождают разное понимание, а в силу того, что не определены параметры анализа, создается впечатление об их противоречивости. То же можно сказать и о понятии «образование» — его можно рассмотреть с позиции информационного состава и как процесс, в ходе которого формируется представление о предметно-содержательном составе профессиональной деятельности, если имеется в виду профессиональное образование. Может быть применен и культурологический подход, тогда «образование» — это передача и воспроизводство опыта, накопленного человечеством. «Образование» можно трактовать и как результат учебной деятельности и т. д. Одним словом, теоретическая подготовка учителя в области педагогики несколько затруднена из-за того, что в учебниках педагогики не представлена многоаспектная трактовка понятий.
Однако именно это обстоятельство в сочетании с тем, что педагогическая наука не дедуцирована и содержит слабое дискурсивное знание, позволяет выдвигать и ставить перед студентами научные проблемы даже в области фундаментальных основ науки.