Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
В условиях проблемного обучения в значительной степени облегчается трудность понимания учащимися информации, так как осуществляется логический анализ объекта, конкретизация и абстрагирование знаний, а также анализ имеющихся причинно-следственных связей, которые подлежат интерпретации и объяснению. Чтобы сделать информационный материал понятным для студентов, необходимо организовать проблемное обучение.
Характерным признаком проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, познавательных затруднений и барьеров. Познавательная деятельность допускает переходы от конкретного к абстрактному, от фактов к гипотезе, от неизвестного к известному, к проверке практикой, от абстрактного вновь к фактам.
Психология решения задачи учебной проблемы предполагает педагогическую организацию последовательного ряда познавательных затруднений и преодоление их учащимися в системе следующих действий: анализ условий задачи, переработка, реконструкция известной информации, сопоставление известного с неизвестным и вьщеление их связей в виде вопросов или задач. Затем проектирование ответа: построение гипотезы и на ее основе решение задачи; затем этап контроля и корректировки полученных результатов. Далее возможно вновь построение гипотезы, новое решение и т. д.
Учебная деятельность, как правило, сопровождается повышенным интересом учащихся к изучаемому вопросу, большой работоспособностью, высоким уровнем усвоения учебного материала, активностью мышления, работой воображения и памяти. Созданные в ходе проблемного обучения психологические условия являются надежной гарантией высокой эффективности обучения и интеллектуального воспитания. Кроме того, у студентов развивается научная интуиция, способность принимать решения на основе выбора направлений поиска в условиях недостающей информации для решения проблемы.