Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

Дискуссионность ряда научных проблем отражена в вузовских программах, что дает возможность преподавателю строить обучение проблемным способом. Сложность состоит в том, чтобы перевести научное знание в учебное, придать ему проблемную структуру, построить логическую композицию научной информации таким образом, чтобы педагогическое управление осуществлялось в логике учебно-исследовательского познания, чтобы учебный поиск был спроектирован в тексте учебного материала, подлежащего усвоению учащимися.

Дидактический смысл адаптации научной информации к учебным условиям и заключается в специальном построении учебного текста, сохраняющего научную достоверность и обеспечивающего доступность его восприятия, способствующего организации активного учебно-познавательного процесса. Этот процесс ориентирован на теоретическое исследование, включает предвидение и интуицию.

Одним из постоянных источников проблемного обучения является практика, объяснение и понимание явлений и событий в реальной действительности. Развивающаяся педагогическая практика, ее гуманизация ставят перед наукой и подготовкой педагогических кадров новые задачи:

— Как претворить в жизнь современную концептуальную модель школы?

— Каковы оптимальные пути повышения уровня духовности школьного образования?

— Каковы тенденции развития школы в связи с реализацией личностного подхода?

— Как обеспечить всестороннее образование и развитие учащихся в школах с профилированным направлением ее работы?

— Как технологически обеспечить культурологическую ориентацию школьного образования?

И еще многие, многие проблемы и задачи могут быть подвергнуты специальному рассмотрению.

Учебные проблемы могут получить некоторую конкретизацию посредством включения в их формулировку ограничений поиска решения, ориентировочных опорных сигналов. Например, проблема: «Как реализовать в действительности современную концептуальную модель школы?» — может получить следующие формулировки: «В чем состоят объективные трудности в реализации модели?»; «Какие несоответствия этой модели вы видите в работе школы?»; «Как ускорить развитие школьного образования?»; «Какие принципиальные изменения следует внести в технологию школьного обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями?» и т. д.