Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Тогда выстраивается новая задача и строится новая гипотеза ее решения. Процессуальная характеристика познавательного процесса является основным критерием проблемности обучения. Вот почему, если в начале лекции ставится задача, а в ходе ее даются ответы и изложение ведется в плане простого пересказа информации, такое построение лекции вряд ли можно считать проблемным.
Каждое из указанных дидактических условий образования проблемы может служить источником для организации проблемного обучения. Проблемные задачи предполагают обобщение, систематизацию знаний, их конкретизацию и перенос в другие ситуации, применение знаний на практике и т. д.
Учебная проблема, сформулированная педагогом, указывает на связь каких-то элементов, объектов, событий, однако не вскрывает эту связь. Это надлежит сделать обучающимся с помощью актуализации имеющихся у них теоретических и процедурных знаний и умений. Если дается задача, то для ее решения используются еще и данные, которые сообщаются в ней. Педагогическое конструирование учебной проблемы осуществляется с учетом предвидения педагогом способов ее решения. Именно это обстоятельство разрешает проектировать учебные действия и заложить в условия и требования задачи конкретные указания и направляющие вопросы, которые определяют этапы ее решения.
Итак, организация проблемного обучения производится в связи с необходимостью сформировать осознанные знания и самостоятельность мышления. Психологический механизм решения таких задач связан с регуляцией мыслительной, познавательной деятельности, активностью восприятия учебного материала, направлен на обучение самостоятельному принятию решения, на формирование установки и мотивационной готовности к выполнению познавательных действий. Проблемное обучение реализует принцип развивающего обучения. С помощью проблемных ситуаций формируется позиция субъекта учебной деятельности, воспитывается самоанализ, рефлексивность. Студенты будут успешно приобретать знания в результате деятельностного отношения к объекту познания. Важно, чтобы педагог выработал у студентов установку на исследование, а не на запоминание.