Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

Поэтому можно говорить о некоторой искусственности в постановке учебной проблемы в отличие от того, когда учебная проблема непосредственно отражает научную проблему, актуальную либо сегодня, либо в прошлом. Учебная задача строится по образцу проблемной ситуации, процедура ее решения определяется преподавателем и соответствует структуре проблемного обучения. В основе выдвижения и постановки такой учебной проблемы лежат чисто педагогические критерии, содержание самой за-дачи отражает учебный материал.

Рассмотрим дидактические источники для построения такой учебной проблемы и создания проблемной ситуации на основе содержания учебного материала. Основным дидактическим источником для выдвижения учебных проблем этого направления является разрыв между известным и неизвестным для обучающихся, расхождение между уровнем их информационной подготовленности и содержанием учебного материала, подлежащего изучению. Требуется произвести профессиональный расчет имеющегося рассогласования и построить учебную проблему в исследовательской логике ее изложения, с превышением требований к слушателям, чтобы задача и ее решение состоялись, т.е. учащиеся не знали готового ответа на поставленный вопрос, но могли с помощью преподавателя или самостоятельно ее решить. В такой учебной проблеме определен разрыв между тем, что знают студенты, и теми знаниями, которые им следует получить. Это противоречие является основным средством активизации мыслительной деятельности обучающихся. Оно составляет суть проблемной ситуации и определяет затруднения, которые учащиеся осознают полностью или частично. Опираясь на это центральное звено в проблемном обучении, педагог получает возможность развернуть обсуждение вопроса в логике исследования или сконструировать проблемную задачу для самостоятельного решения учащимися.

Как же построить проблему, исходя из содержания учебного материала? Прежде всего необходимо построить график введения научных понятий в учебный процесс, определить последовательность включения научных понятий в процесс обучения, выяснить сопутствующие, а также предшествующие и перспективные информационные связи внутри учебной дисциплины, а также межпредметные связи. Педагогом определяются центральные понятия, подлежащие изучению, и вспомогательные, а также дополнительные. Выстроенная педагогом субординация научных понятий и теорий, включенных в учебную программу, открывает неистощимый источник для построения учебных проблем.