Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

Структурированность информации связана с ее обработкой и целевой ориентацией. Эта характеристика представляет собой определенную сложность для педагога при построении проблемного управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Структурированность информации отражает специфику проблемного управления учебной деятельностью.

Доступность информации — параметр, связанный с процессом понимания смысла информации. В целях соблюдения этого требования в ряде случаев необходимо ввести дополнительное объяснение содержания учебной проблемы. И практически всегда требуется педагогическое управление ее решением. Информация может быть понята, если она введена в учебный процесс своевременно, когда учащиеся подготовлены к ее восприятию предшествующим процессом обучения, обладают необходимыми информационными знаниями и определенными умениями. Учебная информация, отвечающая всем этим требованиям, создает необходимые условия для решения проблемы.

Итак, мы выделили генеральный источник для постановки учебной проблемы в педагогическом процессе — науку и практику. Постановка научной проблемы и создание на ее базе проблемной ситуации происходят в большинстве случаев по следующим направлениям:

1) соотношение теоретического и эмпирического, связь науки с жизнью;

2) дискуссия по научной проблеме;

3) история научных открытий.

Педагогическое требование в реализации этих условий состоит в необходимости перевести научное знание в учебное и придать ему конкретную структуру, в частности структуру проблемного обучения, соответствующую педагогическим целям и задачам, а также дидактическим принципам .

Еще одним источником для выделения и постановки учебной проблемы является учебный материал. В данном случае речь идет о создании проблемной ситуации как бы «искусственно». Формулировка педагогом учебной проблемы происходит чаще всего в виде проблемной задачи на основе учебного материала и актуализации знаний, которыми располагают учащиеся. Выдвинутый учебный проблемный вопрос почти всегда имеет ясный и четкий ответ в науке.