Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Среди объективных факторов, взаимодействующих в процессе понимания, следует назвать такие, как форма предъявления задачи, количество информации и уровень сложности задачи. Субъективными условиями, определяющими успешность организации процесса понимания проблемы, служат мотивационная направленность, активность мыслительной деятельности, сосредоточенность внимания на предмете обсуждения, актуализация имеющихся знаний, необходимых для понимания и решения проблемы, а также умение логически мыслить, систематизировать информацию и выделять существенные признаки объекта познания.
Историческое раскрытие научных проблем в лекции осуществляется в логике проблемного построения учебного материала, повторяет типичную структуру проблемного обучения. Однако сам по себе исторический материал, хотя и является основанием для проблемного обучения, еще не обеспечивает его проблемную организацию. Содержание не является достаточным условием, полностью определяющим его проблемное построение. История научного открытия может быть научно и грамотно изложена и в другой структуре учебного материала. При этом изложение может носить повествовательно-информационный характер. Если преподаватель поставит своей целью сообщить слушателям о событиях, явлениях, познакомить с выводами, результатами, полученными в ходе различных исследований, но не вскроет логики проведенных исследований, не проследит последовательность развития научного знания и не подвергнет анализу представленную ин-формацию с позиций современной науки, то такое обучение не будет иметь проблемной структуры.
Чтобы лекцию сделать проблемной, необходимо придать сообщению проблемную структуру, построить систему проблемных ситуации, последовательно вытекающих из содержания учебного материала. Тогда слушатели окажутся включенными в активный поиск правильного ответа на поставленную проблему, учитывая достижения современной науки. Иными словами, научная проблема должна быть переведена в учебную проблемную задачу, содержанием которой является в данном случае история научного открытия.
Необходима адаптация научного знания, популяризация науки, перевод научной информации в учебную. Этот процесс осуществляется педагогом. В ходе его научная информация преобразуется в учебный материал, ценностная ориентация которого состоит в воспитании культуры мышления и формировании глубоких, осознанных знаний студентов.