Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

Если дается культурологический подход, то необходимо сопоставить понятие «культура» и «образование», а если предлагается процессуальный аспект, то желательно развести между собой понятия «образовательный процесс» и «процесс обучения»; в том случае, если берется содержательный аспект, желательно рассмотреть все его компоненты: знания, деятельность, ценностные ориентации и личностный план.

Анализ учебного материала позволяет выяснить, насколько полно отражены в нем научные проблемы. Дополнительное внесение в лекции актуальных проблем послужит обновлению информационного, теоретического, фактологического учебного материала лекции за счет его проблемного построения. Несомненно также, что аспектное освещение научной проблемы откроет дополнительные возможности для глубокого и разностороннего изучения научной проблемы учащимися, поможет осуществить систематизацию и обобщение их знаний, а также дать конкретные знания, показать их роль в практике. Возьмем, например, такие теоретические проблемы дидактики, как «Логическая структура учебного материала», «Виды профессиональной деятельности учителя», «Алгоритмизация учебного процесса», «Темп и ритм учебной работы» и многие другие. Проблемная формулировка их могла бы быть, например, следующей: «Если управление мышлением учащихся происходит с помощью специальных конструкций учебного материала, то какова ориентировочная основа действий учителя при логическом структурировании учебного материала? Как следует выстроить логическую структуру учебного текста для того, чтобы учащиеся могли объяснить изучаемое ими явление? Влияет ли темп учебной работы на успеваемость учащихся? Как построить учебный процесс, если каждый учащийся имеет индивидуальный темп учебной работы?» и т. д.

Постановка учебных проблем производится на основе сравнительного анализа науки и содержания учебного материала. Аспектные научные проблемы являются сквозными, проходящими через весь учебный курс или его раздел. В системе аспектного рассмотрения содержания учебного материала формируется учебная проблема, строится проблемная задача. Решение этой задачи связано с необходимостью более полного и глубокого раскрытия научных вопросов, а также с постоянным ростом объема научной информации. В связи с инновационными процессами очень важно для учителя обладать умением произвести отбор содержания предметного знания и выстроить его структуру таким образом, чтобы обеспечить всестороннее образование и развитие учащихся. Это генеральная задача, которая решается учителем и которая стоит на всех занятиях студентов по предметным методикам в вузе.