Содержание и источники учебных проблемных ситуаций

В системе проблемного обучения могут получить наиболее яркое отображение роль теории в развитии практики, функции теоретического знания. С точки зрения логики и системного подхода проблемы дифференцируются на вероятностные и детерминистские, открытые и закрытые. Формулировка учебной проблемы, нацеленной на поиск, связана чаще всего с таким смыслом: «Что произойдет, если...» или «Как вы думаете, будет ли процесс развиваться дальше?», «Допускаете ли вы возможность...». Детерминистские проблемы: «Как объяснить, что...»; «Почему это произошло?» Различие между открытой и закрытой проблемами состоит в возможности дать на эту проблему определенный ответ.

Особого профессионального внимания заслуживает вопрос об информации, включенной в состав учебной задачи-проблемы. В. А. Якунин выделяет следующие требования к информации сообщения: адекватность, полнота, релевантность, объективность и точность, структурированность, специфичность, доступность, своевременность и непрерывность. Все названные характеристики информации справедливы и в отношении проблемно-задачного обучения.

Информация, ее содержание в задаче и в обсуждении проблемы должны быть адекватны научному знанию. Формировать образы и представления у студентов следует с учетом субъективности восприятия смысла информации. Только в этом случае можно добиться ее понимания.

Полнота информации определяется в связи с необходимостью введения новых сведений в задаче информационной неопределенности.

Релевантность информации — это характеристика объема информации, необходимого для оптимального информационного управления познавательной учебной деятельностью.

Объективность и точность информации — непременная характеристика, особенно ярко проявляющаяся в теоретических научных дисциплинах. Следует устранить искажения информации при адаптации научных знаний к учебным, а также при формулировке проблемы и ее обсуждении.