Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников
Наметившийся подъем в социальной политике, и внедрение новых технологий предъявляет принципиально новые требования к содержанию образования. В этих условиях актуальным становится самоопределение личности, анализ его сущности в целом, его структурных компонентов, механизмов формирования умений самоопределения школьников. Сегодня перед нами поставлена сложная задача - не просто вооружить учащихся когнитивной составляющей, а подготовить компетентного выпускника, способного к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному самоопределению, к продолжению профессионального образования, к самосовершенствованию.
Концепция профильного обучения «ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Для того чтобы такой выбор был осознанным и обоснованным, требуется оказать учащимся, причем еще на этапе предпрофильной подготовки, необходимую педагогическую поддержку, направленную на выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.
Новые цели, поставленные перед общеобразовательной школой сегодня, обусловливают особые требования к формам, методам, способам обучения и воспитания, требуют их постоянного адекватного отбора и целесообразного применения, поиска путей их оптимизации. В этой связи все большее значение приобретает проблема технологизации образовательного процесса, которая обеспечивает выбор наиболее эффективных и оптимальных педагогических средств гарантированного достижения поставленных целей и получения ожидаемых результатов.
Анализ изученных нами источников показывает, что вопросы обеспечения общеобразовательной школе комплексного технологического обеспечения так необходимого для полноценного самоопределения учащихся на основе применения технологического подхода, в педагогической науке исследованы недостаточно, а в образовательной практике фактически не решаются.
Таким образом, возникает целый ряд противоречий, требующих адекватного разрешения: