Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Теоретическое, содержательное обобщение осуществляется путем анализа некоторого целого в конкретном множестве, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии пространства выбора.

Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.

Формирование теоретического мышления есть одна из целей технологии самоопределения, которая реализуется в процессе преподавания учебного курса «Найди свой путь».

Специфическая педагогическая работа по формированию целостного самоопределения в рамках курса состоит из:

- разработки индивидуальных программ и планов ;

- обучения самоопределению с помощью социально-педагогических ситуаций-проб;

- обучения самоопределению на базе «Я-концепции»;

- самооценки и рефлексии соответствующих «Я-концепций» личности;

- упражнений и тренингов самоопределения ;

- самоопределения в постановке задач в учебном процессе;