Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

В технологии самоопределения внешкольные средовые факторы становятся позитивной частью уклада. Этому способствует: ознакомление школьников с окружающей средой, деятельностное освоение среды, педагогизация окружающей среды, ее персонализация, выработка адекватного отношения к положительным и отрицательным явлениям окружающей среды.

Внутри школьный институциональный уровень, или уклад жизни школы, - это обобщенная характеристика жизнедеятельности образовательного учреждения, отражающая относительно устойчивые и постоянно поддерживаемые особенности и частные характеристики, наиболее значимые для содержания и качества жизни детей и взрослых в школе. Уклад жизни школы рассматривается прежде всего через призму условий бытия членов школьного сообщества, видов их деятельности, действующих норм и правил поведения, реальных возможностей, создаваемых для школьников и учителей, характера взаимоотношений и т.д. Для уклада жизни школы значимы материальные, социально-бытовые, организационно-педагогические условия жизнедеятельности, режимные моменты.

Сила влияния внутришкольного уклада на учащихся связана с тем, что это влияние осуществляется постоянно, непрерывно, незаметно, без «указующего дидактического перста» и потому наиболее естественно.

По данным педагогической печати, влияние школы на развитие ребенка в настоящее время составляет до 20-30% от всех воздействующих на него средовых факторов. В технологии самоопределения личности этот показатель возрастает до 70-80%, что достигается с помощью специально организуемого уклада, направляющего ребенка на саморазвитие, на формирование умений и навыков самосовершенствования, на коррекцию доминанты в нужном направлении.

Функциональный уровень уклада представляет социально-психологический климат образовательного учреждения.

В наибольшей степени климат определяют ключевые отношения, к которым относится, прежде всего, преобладающее в данной группе отношение к человеку как таковому. По А.А. Ухтомскому, речь идет о доминанте на лицо Другого - об особом отношении к Другому человеку, которое подразумевает видение Другого, учет состояния Другого, умение щадить и прощать Другого.