Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Формирование доминанты, по условиям А.А. Ухтомского, согласуется, по существу совпадает, с психологической теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Условие «осознание» есть осуществление первого этапа - предварительного знакомства с умственным действием, построение в сознании учащегося ориентировочной основы действий .

Реализация второго условия А.А. Ухтомского - участие в деятельности - соответствует, по теории П.Я. Гальперина, второму и третьему этапу формирования умственной деятельности . Учащиеся выполняют материальное действие, различные варианты его проговаривания.

Условие «Уклад» А.А. Ухтомского соответствует этапу интериоризации, автоматизированного действия доминанты. Учащиеся автоматически выполняют требуемые действия в соответствии с доминантой. Осуществление первого условия рождает первичное возбуждение, дает толчок, запускает доминанту. Затем, если личность успешно действует и получает удовлетворение , доминанта получает положительное подкрепление, развивается, приобретает силу, устойчивость, усложняется по содержанию, структуре, закрепляется в условиях существующего уклада.

В соответствии с данными положениями структура технологии самоопределения личности содержит три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы - «Теория», «Деятельность», «Уклад».

Подсистема «Теория» включает концептуальные идеи, теоретические основания и представления, обеспечивающие когнитивный и познавательный базис самоопределения школьников.

Эффективность самоопределения как процесса поиска, выявления и осознания подростком целей и ценностей в предстоящей деятельности определяется уровнем осознания предмета, целей, возможностей и способов своего развития и саморазвития.

В технологии самоопределения подростку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике. С этой целью в содержание образования вводится существенный и принципиально важный компонент - специальный над предметный учебный курс «Найди свой путь», в котором школьникам даются сведения о методах и приемах самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоуправления, самореализации, самоопределения. Достижение необходимого уровня осознанности процессов само-определения происходит двумя путями: