Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Общий социально-психологический климат в образовательном учреждении, реализующем технологию самоопределения, характеризуют:

1) принятие идеи саморазвития и самосовершенствования личности;

2) личностный подход к учащимся, для которого характерны следующие черты:

• духовная близость воспитателя и воспитуемого, перенесение акцента с формально-педагогических отношений на личностные;

• педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• организация школьной жизнедеятельности учащихся как жизни, а не как введения в жизнь;

• оптимистическая вера в ребенка, ожидание лучших проявлений его личности;

• соучастие, сотрудничество, сотворчество. Технологический уровень уклада охватывает

применяемые в образовательном учреждении методы и технологии обучения и воспитания, которые в современном образовании приобретают все более важное самостоятельное значение и начинают рассматриваться как главный инструмент формирования ключевых компетентностей школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и т.д. Для этого используются большинство известных методов и технологий образовательного процесса: активные, развивающие, проектные, технологии интеграции и концентрации учебных дисциплин, программные и др.

Образовательные технологии обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного содержания, что создает основу самоопределения. Однако важно понимать, что ни одна из технологий не является универсальной. Только их разнообразие делает образовательный процесс оптимальным.