Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

- формирование социальных умений и самоуправления.

В процессе преподавания курса применяются разнообразные упражнения:

- упражнения на анализ и рефлексию;

- постановка вопроса и формулировка задач или заданий;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- задачи по решению проблем на основании собственных размышлений ;

- задачи по решению проблем на основании собственных наблюдений ;

- задачи по обоснованию решения;

- задачи по оценке, рефлексии принятого решения;

- задачи по практическому приложению теории.

Особое значение имеет в технологии обучение школьников самоопределению с помощью ситуаций-проб.

Процесс самоопределения в жизнедеятельности подростка можно представить как последовательность разрешения возникающих перед ним задач самоопределения , каждая из которых представляет определенную пробу на способность личности и присвоение опыта в достижении определенных целей. Результат социальных проб проявляется в том, что личность достигает более высокого уровня самоопределения, подготовленности к разрешению возможных жизненных проблем.

Социально-педагогические ситуации-пробы представляют собой искусственно созданную обстановку проблемы, в которой нужно определиться: принять решение, найти выход.