Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников
- формирование социальных умений и самоуправления.
В процессе преподавания курса применяются разнообразные упражнения:
- упражнения на анализ и рефлексию;
- постановка вопроса и формулировка задач или заданий;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- задачи по решению проблем на основании собственных размышлений ;
- задачи по решению проблем на основании собственных наблюдений ;
- задачи по обоснованию решения;
- задачи по оценке, рефлексии принятого решения;
- задачи по практическому приложению теории.
Особое значение имеет в технологии обучение школьников самоопределению с помощью ситуаций-проб.
Процесс самоопределения в жизнедеятельности подростка можно представить как последовательность разрешения возникающих перед ним задач самоопределения , каждая из которых представляет определенную пробу на способность личности и присвоение опыта в достижении определенных целей. Результат социальных проб проявляется в том, что личность достигает более высокого уровня самоопределения, подготовленности к разрешению возможных жизненных проблем.
Социально-педагогические ситуации-пробы представляют собой искусственно созданную обстановку проблемы, в которой нужно определиться: принять решение, найти выход.