Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

- воздействием на сознание подростка ;

- организацией, активизацией, стимулированием индивидуальных мыслительных процессов самопознания, сознательного самоопределения.

Процесс сознательного самоопределения, включающий осознание, постижение школьником целей и возможностей своего развития, может осуществляться, по В.В. Давыдову, двумя способами мышления:

а) эмпирическим, эмоционально-образным, опирающимся на наглядные образы, через отыскание внешнего сходства с другими наглядными, предметно-конкретными обстоятельствами и признаками;

б) теоретическим, через общий способ подхода к частным ситуациям самоопределения, через фундаментальные, генетически исходные представления, категории , скрытые глубинные причинно-следственные связи и закономерности.

Суть теоретического мышления, по В.В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию явлений и событий путем анализа условий их происхождения и развития. При этом эмоционально-образное мышление и эмпирическая логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы

Базой теоретического мышления служат способы умственных действий, понятия, системы символов. По В.В. Давыдову, они выступают как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям, имеют ряд характерных отличий от формально-логического истолкования и называются содержа-тельными .

Содержательный анализ является способом обнаружения генетически исходной основы некоторой области выбора; он направлен на поиск и вычленение существенного отношения в этой области среди привходящих и частных его особенностей.

Содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данной области альтернатив и формулирование результата выбора в знаково-символической форме.

Эмпирическое обобщение состоит в вычленении существенных признаков в частных объектах выбора и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее эмпирическое понятие .