Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников
Эффективно самоопределяющимся можно считать подростка, самоопределяющегося за отведенное экспертом время в самооценке своих «Я», выборе целей, построении жизненных планов, образовательной траектории, обосновании возможностей и способов их достижения.
2- й уровень — высокий - включает знания и умения, связанные с освоением теории и практики самоопределения, осознанием выборов , наличием в них ближней, средней и дальней перспективы.
3- й - средний уровень - характеризуется 25-50% сделанных выборов в 3-5 сферах жизнедеятельности подростка, наличием в них средней и ближней перспективы. Компетентность в области самоопределения ограничена знакомством с диагностикой интересов и способностей. Частичное осознание выбора, учет данных диагностики. Содержание самоопределения не полностью соответствует возможностям подростка и социальному заказу. Для процесса выбора характерны неуверенность, недовольство несовпадением желаний и возможностей.
4- й - низкий уровень - менее 25% состоявшихся выборов в 1-2 сферах самоопределения; имеется лишь первичная профориентация, недостаточная диагностическая база; отмечается неустойчивость выбора, переживание стресса, завышенные притязания. Преобладают ситуативное и ближнее самоопределение в текущей жизнедеятельности и учебе. Объем самоопределения минимален.
5- й уровень - неудовлетворительный - отсутствие информации, неосознанный выбор, наличие асоциально направленных выборов
Под оптимальным уровнем самоопределения в рамках профильного обучения понимается самоопределение, соответствующее социальному заказу, интересам и потребностям подростка и обеспечивающее его направленность на положительное развитие и саморазвитие.