Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

- практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий;

- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

- непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание, самореализацию.

Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет особый смысл, оно призвано:

- сделать деятельность учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;

- продолжить и дополнить теоретическое усвоение в направлении самоопределения и практическом применении;

- удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;

- предоставить им дополнительные возможности для самоопределения.

В целом подсистема «Деятельность» обеспечивает накопление подростком собственного опыта жизнедеятельности, самореализации.

Подсистема «Уклад» обеспечивает третью группу условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самоопределения на саморазвитие, а именно наличие определенного уклада жизнедеятельности ребенка, адекватного целям формирования доминант самосовершенствования его личности.

В общепризнанном смысле слово «уклад» имеет значение «установившийся порядок, сложившееся устройство » . В более специальном, научном значении под укладом понимается целостная система отношений определенного типа - социально-экономических, производственных , семейных, личностных и т.д.