Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников
- практическая деятельность учащихся в системе дел, традиций, заданий;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание, самовоспитание, самореализацию.
Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет особый смысл, оно призвано:
- сделать деятельность учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;
- продолжить и дополнить теоретическое усвоение в направлении самоопределения и практическом применении;
- удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
- предоставить им дополнительные возможности для самоопределения.
В целом подсистема «Деятельность» обеспечивает накопление подростком собственного опыта жизнедеятельности, самореализации.
Подсистема «Уклад» обеспечивает третью группу условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самоопределения на саморазвитие, а именно наличие определенного уклада жизнедеятельности ребенка, адекватного целям формирования доминант самосовершенствования его личности.
В общепризнанном смысле слово «уклад» имеет значение «установившийся порядок, сложившееся устройство » . В более специальном, научном значении под укладом понимается целостная система отношений определенного типа - социально-экономических, производственных , семейных, личностных и т.д.