Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

- между повышением социальных требований к выпускникам общеобразовательных школ, которые должны быть подготовлены к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному самоопределению, и их неготовностью к осознанному выбору своего жизненного пути

- между необходимостью педагогического содействия подросткам в их самоопределении в процессе обучения и не разработанностью эффективных педагогических средств целенаправленного формирования у школьников умений и навыков самоопределения;

- между возможностью применения разных педагогических технологий и их элементов с целью гарантированного формирования самоопределения личности и не разработанностью педагогических условий их интеграции в целостное технологическое обеспечение самоопределения школьников в процессе профильного обучения.

Исходной позицией в решении противоречий является обобщение различных представлений о самоопределении.

Мы можем констатировать, что самоопределение - это интегральное понятие, содержательная сторона которого обусловливается уровнем развития личности и может рассматриваться как многоступенчатый, полифункциональный процесс, отношение, цель и результат.

Поэтому мы под самоопределением личности понимаем способность определения себя в мире, понять себя и свои возможности, осознать свое место и назначение в жизни, в избранной общественной и трудовой сфере, быть активным субъектом своей деятельности и осознанного жизненного выбора.

Самоопределение, таким образом, является начальным этапом, целью процессов саморазвития.

Наряду с этим в педагогическом контексте мы применяем понятие целостного самоопределения как процесса и результата интеграции всех видов самоопределения личности.