Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Согласно четвертой – проектировочной – философия образования задается как научно-концептуальный проект определения проблемного поля, содержательных идей и конструктивных средств теоретического решения принципиальных вопросов развития образовательной практики .
Согласно пятой – деятельностной – философия образования строится как философско-методологическое обслуживание разрывов в образовательной деятельности и представляет собой систему абстракций, моделей, принципов, которые создают философские основания для разработки средств, обеспечивающих конструктивное устранение подобных разрывов посредством практикоориентированных исследований и наукоемких рекомендаций .
Согласно шестой – педагогической – философия образования анализируется как теоретическое обобщение философских оснований и инновационных достижений реальной педагогической практики обучения, воспитания, просвещения, образования .
Согласно седьмой – социосистемной – стратегии философия образования рассматривается как аксиологическая компонента или мировоззренческо-ценностный и регулятивно-целевой уровень целеполагания и регуляции такой сферы, как социальная образовательная политика, включая ее идеологию, политику, организацию, обеспечение, управление .
Обобщая эти возможные стратегии, можно выдвинуть гипотезу о наличии конструктивных аспектов в каждой из них и о целесообразности их использования для комплексной характеристики философии образования как особой области современной гуманитарной науки . В целом, Н. Алексеев, И. Семенов и В. Швырев, анализируя проблематику философии образования, дифференцируют следующие ее концептуально целостные образы.