Современная отечественная философия образования: генезис и типология
2) Именно в первой половине 90-х годов постепенно стал складываться комплекс предпосылок, необходимых для реального осуществления исследований в сфере философии образования. Среди них особенно значимы следующие: трактовка образования как автономной сферы гражданского общества; усложнение диверсификация институтов образования; складывание полифонии парадигмальных подходов в трактовке целей и идеалов образования; рефлексия новой ситуации в образовании, вызванной переходом к постиндустриальному, а в перспективе – к информационному обществу; оформление междисциплинарного комплекса знаний в сфере образования: социология, антропология, психология, культурология и др.
3) Подчеркнем и правомерно отмеченное Я.С. Турбовским еще одно важное обстоятельство, носящее характер традиции, когда «лишение философской основы, какой являлся марксизм-ленинизм, буквально заставило представителей «советской педагогики», остро почувствовавших образовавшуюся под педагогикой пустоту, обратиться к «философии образования», увидеть в ней потенциальные возможности разрешить создавшуюся кризисную ситуацию» .
Впрочем, дело обстояло, конечно, намного сложнее, и связано оно было с разворотом сферы образования, педагогической науки к усилению философской, аксиологической, в целом мировоззренческой составляющей. Такой дискурс был объективно обусловлен необходимостью осмысления происходящих политических и социальных катаклизмов, драматичной трансформации российского социума и проекции всех этих сложных процессов на сферу образования, которая неизбежно существенно менялась.
4) И, наконец, блок факторов, носящих скорее субъективный характер. Интерес к философии образования нельзя рассматривать в отрыве от более широкого процесса, происходившего в начале 60-х годов, когда во все сферы нашей жизни буквально хлынули западные идеологические нормы и стереотипы, создав даже определенную моду. Неудивительно, что отечественные педагоги, долгие десятилетие отгороженные от зарубежной философской, психологической, науковедческой литературы, с большим интересом вчитывались в нее, благо количество переводов лавинообразно нарастало.