Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Характеризуя в целом период с 1995 по 1999 г., отметим, что он оказался в целом достаточно продуктивным. Кроме названных, были опубликованы несколько серьезных монографий по философии образования. Это, прежде всего, книги В.М. Розина и С.К. Булдакова «Философия образования» и Б.С. Гершунского «Философия образования» .
Другой существенной чертой рассматриваемого периода стало появление различных направлений в рамках философии образования: философско-антропологического ; гуманитарного и информационно-технологического ; естественнонаучного . И, наконец, на протяжении 1998 – 99 гг. были опубликованы первые учебные пособия по курсу «Философия и история образования». Среди них наиболее интересными были пособия И-Н. Андреевой, А.В. Детеррера, Л.А. Степашко и Н.К. Чапаева.
Ш. Третий этап . Данный хронологический отрезок, который, разумеется, не носит сколько-нибудь законченный характер, а, скорее всего, представляет собой место встречи истории и современности, прошлого, настоящего и будущего, оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, именно в эти годы были опубликованы наиболее капитальные труды в сфере философии образования, обобщающие соответствующий пласт исследований, осуществлявшихся на протяжении предшествующего десятилетия. Среди них: Б.С. Гершунский «Философия образования для XXI века» , В.М. Розин, С.К. Булдаков «Философия образования» , А.Ф. Малышевский «Философия образования» , С.К. Булдаков, А,И. Субетто «Философия и методология образования» , Н.П. Пищулин., Ю.А. Огородников «Философия образования» , Э.Н. Гусинский «Введение в философию образования» , Г.Л. Ильин «Философия образования» . Отметим также интересную коллективную монографию Я.С. Турбовского и М.А. Лукацкого «Философия образования: связь науки и практики» .
При всем понятном различии указанных работ, в целом в них обобщен и осмыслен основной пласт подходов к определению предмета философии образования, развернуто и обосновано содержание этой области научных знаний.
Существенно и то, что увидела свет очень информативная книга А.П. Огурцова и В.В. Платонова «Образы образования» , благодаря которой отечественный читатель смог получить представление об основных направлениях западной философии образования XX в. Целостный анализ этих публикаций позволил выработать подходы к определению ведущих направлений современной отечественной философии образования.