Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Представляется, что в основу такой типологии можно положить двух-мерную онтологию.
1. Несомненно, продуцируемые в современной российской философии образования концепции в большей или меньшей степени соотносятся с основными направлениями в зарубежной философии образования и течениями, сложившимися в русле отечественной философии воспитания и педагогики. Причем здесь не столь важно, является ли такая экстраполяция результатом изучения соответствующих трудов, или же происходит дилетантское переоткрытие давно существующих в педагогической культуре подходов.
2. Вместе с тем, опираясь на подходы Н. Алексеева, И. Семенова и В. Швырева, можно в основу типологии положить специфичный для данного исследования подход к соотношению таких ведущих проблем философии как источник формирования этой области научных знаний, ее приоритетная направленность, особенности структурирования материала.
Тогда с известной долей условности можно выделить следующие исследовательские стратегии, промаркировав их именами наиболее известных со-временных отечественных философов образования.
Согласно первой из них – публикационной – определяется массив литературы по философско-образовательной проблематике и в ней выделяется информация для анализа и характеристики философии образования как особой области гуманитарного знания .
Согласно второй – эталонной – философия образования изучается через уподобление аналогичным дисциплинам и анализируется с помощью критериев, параметров, функций, аспектов, выделяемых и апробированных для характеристики эталонной области знания, естественно, с учетом специфики собственно философии ,
Согласно третьей – науковедческой – философия образования рассматривается как дисциплина через выделение ее научно-содержательных компонентов и информационно-формальных признаков .