Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Б) При разработке данной проблематики был реализован веер альтернативных и вариативных концепций, заключавших в себе целостную совокупность идей трактовки феномена образования, то есть была представлена и сфера идеологии образования. В общем контексте отечественной философии образования были осуществлены светские и религиозно-педагогические подходы; воплощены основные образовательные парадигмы: прогностическая, экзистенциональная, эзотерическая, гуманистическая.
3. Становление . Симптоматично, что несмотря на социально-политические катаклизмы, процесс развития отечественной философии образования носил, по сути, непрерывный характер. Символичная эстафетная палочка, выпавшая на рубеже 50-60-х годов из рук мыслителей Российского Зарубежья, была незамедлительно идейно-сущностно подхвачена советскими философами образования. В широком дискурсе направления, который Н.С. Розов маркирует как «либерально-рационалистическое», в 1960-е – начале 80-х годов плодотворно действовали такие мыслители, как А.С. Арсеньев, B.C. Библер, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов, ГЛ. Щедровицкий. Все они, так или иначе, были связаны с Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР.
Однако было бы совершенно неправомерно рассматривать эту генерацию как единую в своем творческом поиске. Даже самая условная дифференциация позволяет выделить среди них три течения по отношению к базовой ценности в структуре философии образования: личность , культура , знание .
Вместе с тем, несомненна достаточно четкая корреспондированность проявлений становящейся философии образования в советской философии, психологии и педагогике с их аналогами в западной философии образования. Хотя официально эти подходы подвергались в советской науке безусловной критике, взаимосвязь подходов советских ученых и западных интеллектуалов несомненна и достаточно органична.
4, Развитие .
Для реконструкции последовавшего процесса развития философии образования необходимо провести следующий анализ: генетический – установить время появления философии образования в контексте новейшей истории отечественной педагогики и охарактеризовать причины возникновения данного феномена, выделить этапы его развития; структурно-содержательный – определить основные компоненты, составляющие современную философию образования в России; системный – выявить связи между данными компонентами.