Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Согласно первому из них, философия образования рассматривается как бы изнутри, когда выдвигаются собственно философско-образовательные проблемы, идеи, принципы и решения. Методологически важным вопросом здесь является определение критериев того, в чем же заключается суть философско-образовательной проблематики. Содержательный ответ на этот вопрос позволяет трактовать философию образования как подсистему, с определением ее взаимосвязей с другими областями философского поля.
Противоположным этому является образ философии образования, формирующийся извне, когда мы задаем ее через очерчивание границ и специально описываем как особое метазнание об образовании. Методологически важным вопросом здесь является выяснение функций метазнания об образовании по отношению к ординарному знанию о нем как совокупной его характеристике.
Близким к этому является понимание философии образования как отрасли философии. В качестве такой отрасли традиционно выступает тот раздел философской антропологии, где раскрываются вопросы воспитания и обучения человека в семье и обществе. Методологически важным здесь является ответ на вопрос о том, как соотносятся индивидуально ориентированная философская антропология и социально ориентированная философия образования .
Противоположным этому является понимание философии образования не как раздела философии, а как отрасли педагогики, а именно, ее теории. В этом случае ее содержанием выступает система абстракций, моделей и принципов, теоретически задающих педагогику как практико-ориентированную науку об образовании, обучении и воспитании людей. Методологически важным здесь является и вопрос о статусе теории в педагогике, об особенностях и функциях теоретико-педагогического знания.
Согласно другой трактовке, философия образования представляет собой методологию образования, которая обеспечивает проектирование, разработку соответствующих проблем и средств их концептуально-деятельностного решения. Принципиальным здесь является вопрос о том, какие подходы реализуются при постановке, проработке и решении проектировочных и организационных проблем образования. Эта методологическая версия философии образования задает ее как бы сверху – через методологию проектирования образовательной метатеории.