Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Вместе с тем, ученые отмечали и серьезные трудности в развитии проблематики философии образования в нашей стране. Как метафорично отметил в данной связи Н.Г. Алексеев, «динамику философии образования в России можно определить двумя противоположными характеристиками: для ее осуществления все есть, а ее нет. С одной стороны, налицо огромный потенциал: объективная потребность или общественный запрос, интеллектуальные ресурсы, знакомство с международным опытом и возможность его проигрывания на отечественной почве и т.д. С другой – хаос разрозненных индивидуальных усилий в этой области исследований и разработок. Тем не менее, в будущем именно в России можно ожидать крупных, прежде всего теоретико-методологических разработок в философии образования» .
Итак, в целом, в центре дискуссий оказались две проблемы: в чем отличие методологии, теории образования от философии образования; каково со-держание и предназначение философии образования. В наиболее целостном виде совокупность ответов на эти вопросы была представлена О.В. Долженко в монографии «Очерки по философии образованию) : «Философия образования – это мышление на границе с самой жизнью, с точками духовного роста в условиях, когда не просто распалась связь времен, а распалась связь вещей. В узком смысле слова философия образования – это взгляд философа на систему обучения. Основной вопрос, на который он должен ответить: каким образом в современных социокультурных условиях организована действительность?
Возможность существования философии образования определяется тем, что сама сфера образования является источником универсальных философских проблем. В свою очередь и философия образования должна распространить свое влияние на науки, которые имеют отношение к образованию. От нее должны идти идеи к построению некоторых гуманитарных, гуманистических практик и технологий. Тем самым философия образования должна стать разновидностью философии практики. Ее основное содержание должно отразить самосознание всей образовательной деятельности, включая институциональную. Этим самосознанием должна быть охвачена и ситуация в мире, и место человека в нем. Основным же объектом философии должна стать культура, а целью – культурное понимание культуры. Сама философия образования представляет собой динамически меняющееся самосознание изменяющейся культурной ситуации в мире» .