Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Последние два кластера выступают основаниями для типологизации течений в русле российской философии образования. На протяжении этого пока пятнадцатилетнего периода в процессе развития отечественной философии образования есть основания выделить и предметно охарактеризовать три взаимно связанных этапа: 1) первая половина 90-х годов; 2) вторая половина 90-х годов; 3) начало XXI в.
I. Содержанием первого этапа стала реализация в российской педагогике самой дефиниции «философия образования»; начальные попытки определить ее область исследования, а также ту потенциальную роль, которую она могла бы сыграть.
Введение в отечественное педагогическое сознание понятия «философия образования» имеет четкую хронологическую датировку. В июне 1990 г. в Праге, на чешско-советском семинаре «Философия образования в перспективе XXI века», впервые достаточно широким референтным кругом специалистов были обсуждены причины современного кризиса образования и намечены пути его преодоления. В числе наиболее актуальных аспектов данной проблемы, требующих философской разработки, были выявлены методологические, аксиологические и культурологические. По материалам пражского симпозиума был подготовлен содержательный сборник «Философия образования для XXI века». Подписанный в печать еще в мае 1991 г., он был опубликован в середине 1992 г., то есть уже в иную историческую эпоху. Именно с этого знакового сборника философия образования и начинает развиваться в нашей стране не только в содержательном, но и понятийно-категориальном ракурсе, утверждается как научная дефиниция.
Несомненно, время начала 90-х годов выступило оптимальной материальной средой для становления и развития в России философии образования. Такое положение было обусловлено рядом взаимосвязанных обстоятельств.
1) Отказ от марксистско-ленинской методологии как базовой основы развития педагогики со всей остротой поставил на повестку дня вопрос об обретении российским образованием новых философских, методологических, теоретических и в целом идеологических ориентиров. Причем в отличие от предшествующей четко определенной идеологической ситуации, творческий поиск осуществлялся в обстановке полной мировоззренческой неопределенности. В данной связи и возникла потребность в использовании новых дефиниций, которые не были бы жестко и четко определены и нагружены содержанием. Как в свое время предложенная Т. Куном понятие «парадигма» создало новое, неотягощенное традицией научное пространство, так и понятие «философия образования» в отечественном педагогическом сознании продуктивно выделялось своим подчеркнуто рамочным характером.