Современная отечественная философия образования: генезис и типология

Однако уже на этом этапе проявились негативные тенденции в развитии философии образования, прозорливо подмеченные Н.С. Розовым. Он обозначил их как схоластическую институализацию оторванности философии образования от реальных проблем образована и образовательной политики; примитивную идеализацию – изначально жесткое разделение философии образования по почвенной православной, державной, либеральной и социал-демократической традициям; наивное убеждение в существовании единой правильно; «философии образования», которую нужно создать . Заслуживает внимания вывод, сделанный ученым; необходима конкретизация, ограничение и интеграция множества исходных онтологии для конкретной образовательной системы и социокультурной ситуации, а также взаимоотражение ценностей, построение общего круга ценностей представителями различных мировоззрений, сотрудничающих в теории и практике образования.

П. Второй этап оказался очень насыщенным как в целом в жизни страны, системы образования, так и развитии собственно философии образования. Именно в это время проявились основные течения и конструкции философии образования, причем не просто вариативные, а альтернативные друг другу. В целом 1995 год оказался рубежным в развитии философии образования, поскольку именно эта проблематика оказалась в центре внимания как педагогов, так и философов.

В марте 1995 г. состоялся представительный круглый стол «Философия образования», организованный редакцией журнала «Педагогика» и лаборатории философии образования Института теории образования и педагогики РАО . Состоявшаяся дискуссия выявила достаточно различные подходы участников как к трактовке понятия «философия образования», так и к его праву находиться под «педагогическим солнцем». Наиболее резко эта позиция была озвучена Г.Н. Филоновым: «Философии образования как отрасли научного знания не существует, исследованию же подлежат актуальные философские проблемы теоретической педагогики и всей сферы образования». В этой же логике В.В. Краевский предложил заменить понятие «философия образования» дефиницией «педагогическая философия». Отметим, что более развернуто эта позиция была им ранее обоснована в статье «Что такое философия образования?», где предметом педагогической философии устанавливалась связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью и ее отражением.