Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Противоположным этому является понимание философии образования, рассматриваемой как бы снизу, когда она трактуется как теоретическое обобщение реальной образовательной практики. Методологически важно здесь не утонуть в бытующих в массовом масштабе традиционных формах образования, а выделить на их фоне инновационные прецеденты как проявление его точек роста и перспектив развития.
Наконец, возможна еще одна лапидарная трактовка, согласно которой философия образования есть не что иное, как самое философия образования. Как ни странно, в этой самотождественности содержится не столько некая нераскрытая тайна, сколько грандиозная проблема, нуждающаяся как в своей поистине философской постановке, так и в конструктивном для образования решении. Методологически важным здесь является вопрос о том, что же брать за исходный пункт анализа философско-образовательной проблематики н за основополагающие принципы определении философии образования в качестве самостоятельной сферы – человекознание, обществоведение, гуманитарное, научное или философское знание? .
В целом представляется, что содержание понятия «философия образования» можно и нужно анализировать с двух позиций, делая акцент то на первом, то на втором слове. Говоря о философии образования, нельзя сводить анализ только к построению общих систем и общим рассуждениям, так же как и невозможно ограничиваться анализом конкретных педагогических вопросов при рассмотрении философии образования.
Иными словами, философия образования включает в себя две органически взаимосвязанные части, два уровня: один обращен к социальной философии, а другой – к образованию. С одной стороны, философия образования – это вполне самостоятельная область философско-научных знаний, фундаментом которой являются социально-философские учения, обращенные к образованию. С другой стороны, философия образования – это научно-философская рефлексия объективных закономерностей собственно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования в общеметодологическом и общетеоретическом аспекте. Философия образования ассимилирует знания, так или иначе соприкасающиеся с образованием, в концептуальном виде, формирует научно и практически приемлемую образовательную парадигму.