Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Проблема образования человека была центральной в педагогических поисках В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, А.Г. Ободовского, А.Ф. Афтонасьева, П.Г. Редкина, самобытных представителей русской духовно-академической философии С.С. Гогоцкого и П.Д. Юркевича.
2. Протофилософия образования . Этот период, особенно рубеж и первая четверть XX столетия чрезвычайно богат разнообразными и плодотворными поиски в русле философско-педагогической проблематики. Вместе с тем из широкого круга философски мыслящих отечественных педагогов и занимающихся педагогической проблематикой философов есть основания для выбора более узкой плеяды тех мыслителей, которых действительно можно отнести к философам образования. В конце XIX в. это Л.Н, Толстой, К.П. Победоносцев и В.В. Розанов. В первой четверти XX столетия – К.Н. Вентцель, Г.Г. Шпет, П.П. Блонский и М.М. Рубинштейн.
С 20-х годов XX в., когда свободная разработка философии образования в Советской России стала невозможной, центр творческого поиска переносится в Российское Зарубежье. И здесь вплоть до 1960-х годов крупными и оригинальными философами образования выступали И.А. Ильин, Г.П. Федотов и В.В. Зеньковский.
Однако, особенно отдавая дань этим глубоким мыслителям и страстным подвижникам российского просвещения, все же необходимо подчеркнуть, что наиболее плодотворно, специально и последовательно философией образования на протяжении 20-40-х годов XX в. занимался С.И. Гессен. Он вслед за своим капитальным трудом «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» , в 30-40-е годы создал еще ряд серьезных философско-образовательных работ, часть из которых была опубликована уже после смерти мыслителя.
Что касается типологии течений, рассматриваемых в данный период в русле философско-педагогической проблематики, то она представляется крайне сложной для четкого и однозначного определения. Уже очень широки, противоречивы и полифоничны были взгляды философов и педагогических мыслителей этого времени. И все же можно выделить два больших направления: православно-религиозное и культурно-антропологическое.
В русле православно-религиозного направления в свою очередь позиционируется национальная духовно-консервативная философская традиция и православно-педагогическая, христианско-антропологическая концепция В.В. Зеньковского.