Современная отечественная философия образования: генезис и типология
Неблагополучное положение с развитием философии образования в нашей стране не может не настораживать. Ведь философия образования не только предельно абстрактна, но и, с другой стороны, обращенная к образованию, всегда конкретна, субъектна, исторична и детерминирована. Философия образования является междисциплинарной и интегративной областью знания. Она аккумулирует достижения многих наук: экономики, социологии, этики, эстетики, культурологи, экологии, физиологии, права, демографии, психологии и педагогики .
Философия образования выявляет роль данных наук в образовании и воспитании человека, аргументированно оценивает их реальную научную значимость и прогностические возможности.
Философия образования позволяет подняться над стихией образования и взглянуть на него как бы со стороны, обозреть в целом. К сожалению, значимость такого подхода до сих пор далеко недостаточно осознается педагогами и философами, В то время как потребность философского осмысления всех образовательных процессов исключительно велика в современных условиях, поскольку оптимальное «предметное наполнение» образования, оптимальное управление образованием требуют безотлагательных решений, в первую очередь, необходимо определение смысла и цели образования. В начале XXI в, проблемы смены поколений, содержания знаний и форм их передачи, определения мировоззренческих горизонтов личности приобретают все большую значимость. Научно-технический прогресс, освоение планетарных территорий и земель в рамках страны все более зависят от глубокого научного, грамотного, точного планирования, проектирования социальных технологий. Государственные формы управления, организация обществ или межгосударственных систем должны иметь научно обоснованный фундамент. В образовании и просвещении сопрягаются «волны знаний» разных поколений, формируются новые программы образования, отшлифовываются практические приемы обучения, что требует самого тщательного философского изучения в понимания.