Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях
Социально-педагогическая деятельность традиционно связывается с деятельностью школы, прежде всего общеобразовательной, дошкольных учреждений и организаций. Этому есть свое объяснение. Во-первых, само слово «педагогика» означает обучение и воспитание детей, в то время как обучением и переучиванием взрослых и их воспитанием занимается «андрогогика». Во-вторых, школа не является абсолютно «закрытой», не связанной с повседневной жизнью детей системой, осуществляющей их подготовку к жизни. Они живут в данное время и в данном социокультурном пространстве, которые определяют тип их личности, тип мышления, способности и т. д. Поэтому учитель в своей деятельности вынужден рассматривать ученика в контексте той социокультурной среды, в которую он включен. «В руководстве для немецких учителей» образование и воспитание А. Дистервег рекомендовал рассматривать в соответствии с условиями места и времени, Ученый различал культуру внешнюю, внутреннюю и общественную. К внешней культуре он относил способы удовлетворения физических потребностей , к внутренней духовной жизни — нравы, а к общественной — все формы общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Обучение, считал он, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно строится в тесной взаимосвязи с внешней, внутренней и общественной культурой. При этом социальную педагогику А. Дистервег противопоставлял формальной педагогике развития умственных, нравственных и других качеств личности человека вообще и элементарной педагогике реального образования или функциональной подготовке к соответствующему виду профессиональной деятельности, некоему набору умений и навыков. Только социальная педагогика, по его мнению, способна сделать школу народной. И основным препятствием на этом пути является ориентация учителя лишь на педагогический идеал, желаемое личностное качество ученика без учета его возможностей, реального социокультурного и природного потенциала. Традиции же такого школьного обучения и воспитания восходят к религиозному воспитанию по образу и подобию Божиему, в котором ориентация на соответствующий образ или образец, алгоритм является основой всякого образования, обеспечиваемого специально создаваемыми социальными институтами с жестко установленным порядком организованного взаимодействия с учеником и его родителями на основе заранее принятой нормы.