Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

В этом возрасте девиантное поведение школьников чаще всего является выражением протеста против изменения привычного образа жизни. Двор и улица для младших школьников выступают, с одной стороны, своеобразными формами убежища от строгой регламентации школьной жизни, с другой - компенсацией утерянной свободы самовыражения и самоутверждения в компаниях сверстников.

Ситуация значительно изменяется в так называемый переходный возраст. В 13-15 лет возникает новый социокультурный кризис в связи с переходом от непосредственных внешних форм и норм поведения к внутренней самоорганизации и формированию ценностно-нормативной «я-позиции» личности. Если у детей 7-12 лет «антисоциальное поведение» коррелирует в основном с индивидуально-психологическими факторами, плохим развитием речевых навыков, раздражительностью и гиперактивностъю, то у подростков 14 лет и старше — с нравами, царящими среди сверстников, некритическим принятием норм и принципов различных молодежных субкультур и неразборчивостью в формах и методах самоутверждения. У старшеклассников в 15-16 лет характерным является кризис ценностей детства и переход в «мир взрослых», когда возникает состояние полной неопределенности и хаотичности желаний и стремлений, в силу чего самостоятельный поиск жизненного пути оказывается максимально затруднен.

Учитывая эти особенности различных возрастных категорий школьников, социальный педагог и осуществляет профилактическую и коррекционную работу по предупреждению возникновения возможных негативных явлений и оказывает всяческую помощь детям в разрешении ими жизненных затруднений. В поле его зрения находятся в первую очередь подростки или школьники младшего — 5-6 класс и школьники старшего подросткового возраста — 7-8 класс. Подростковый возраст — период становления личности человека. Это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройка физиологических и психологических процессов и активности, формирование взглядов и убеждений. Ж.-Ж. Руссо называл подростковый возраст вторым рождением. Одна из самых важных потребностей подростка — потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также установленных ими правил и порядков, смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с окружающими, в частности со взрослыми, формирование более высокого уровня самосознания.