Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

В духовно-нравственном воспитании школьников средствами искусства основной акцент делается на ценности воспитания, воспитательную среду и воспитательный процесс. Учебный процесс через реализацию социокультурных принципов превращается в главную сферу личностного проявления с помощью соответствующего учебного содержания и его соотношения с насущными потребностями и интересами, нравственно-волевыми качествами и способностями ученика, смыслами и нормами повседневной культуры. Из целенаправленной деятельности по формированию личности воспитание превращается в своеобразную форму равноправного диалогового общения, которое не исчерпывается лишь информационным обменом, а проявляется как форма взаимодействия равноправных субъектов, направляется их внутренним опытом. При этом индивидуальное действие осуществляется здесь с помощью оценивания и интерпретации ситуаций.

Такое социальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе, детских учреждениях и организациях имеет сегодня принципиальное значение в связи с широким распространением электронных и других средств массовой информации, транслирующих различные образцы поведения и деятельности, различные культурные нормы и смыслы. Они являются важнейшим препятствием на пути к манипулированию сознанием молодежи и других категорий населения.

Специфика социально-педагогической деятельности зависит от возраста ребенка. Поэтому, например, в дошкольных учебно-воспитательных заведениях применяются несколько иные социально-педагогические методы, чем в общеобразовательной школе. Основная ставка здесь делается на образовательную среду. Образовательная же среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста — это прежде всего эмоциональные переживания ими совокупности нравственных и иных норм поведения. Именно благодаря им ребенок познает основы нравственности.