Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях
Дошкольные учреждения обычно не в состоянии опираться лишь на основы наук, подобно школе. Этому препятствуют сами психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Школьные методики малоэффективны. Успех дошкольного воспитания обеспечивается благодаря максимальному задействованию потенциала образовательной среды, усвоению национально-этнических и общеевропейских традиций гражданского воспитания в условиях домашней обстановки, интеграции семьи и гражданского общества через «дворы».
Дошкольные учреждения могут и должны стать основой воссоздания гражданского общества и разгосударствления дошкольного воспитания. Педагогическое обеспечение данного процесса предполагает создание общинных детских учреждений со всеми признаками общего дома, в котором основным хозяином будут сами дети, направляемые взрослыми. Такой детский дом, с одной стороны, должен стать единой семьей, поскольку он воссоздает родовые связи и отношения, с другой — отчим домом, сочетающим заботу об Отечестве, благе государства с благоустройством края, поселения и собственным благом, развитием каждого из его членов. Опыт создания таких домов огромен и восходит он к 20-м гг. Попытки создания такого типа домов заканчивались разрушением единства родовых и социальных связей. Опора лишь на родовые связи, родительские отношения неизбежно превращает детский дом в детский сад, причем вытесняется активное гражданское начало. В свою очередь опора только на социальное начало и государственную политику превращает их в детские приюты, интернаты и другие учреждения закрытого типа, в которых семейная обстановка сменяется казарменными порядками и дисциплиной, не имеющей ничего общего с отеческой строгостью и заботой.
Попытка преодолеть эти недостатки через создание детских домов семейного типа, особенно распространенные в Западной Европе, ведет к тому, что вместе с идеологией государства в таких домах обычно исчезает дух Отечества. Акцент здесь делается на воссоздание материнского начала, совмещение функций воспитательницы и матери, то время как безотцовщина как бы официально одобряется.