Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях
По своей направленности принцип индивидуальной само-деятельности и самовыражения противоположен принципу коллективизма. Он предполагает прежде всего развитие индивидуальных способностей и интересов к определенным видам деятельности и формам общения и исходит из того, что дух самодеятельности служит основанием развития. Действенную помощь, согласно этому принципу, не могут оказать людям никакие учреждения, как бы хороши они ни были.
Быть может, самое большое, что они могут сделать, заключается в предоставлении людям свободы развития и возможности самим улучшать свое личное положение. Считается, что внешняя помощь часто только расслабляет, тогда как помощь, основанная на внутренней силе, непременно укрепляет человека. Это объясняется тем, что постоянная поддержка до некоторой степени устраняет у действующего лица побудительную причину и необходимость действовать для собственной пользы. Когда же люди подчинены чужому руководству и постороннему преобладанию, они непременно делаются сравнительно беспомощными.
Кардинальное различие принципов коллективизма и индивидуальной самодеятельности является одновременно и основным различием между приютами и исправительными учреждениями в западных и восточных странах. Принцип самодеятельности и самопомощи на основе собственной активности, предложенный и экспериментально выверенный еще во времена Г. Песталоцци, был существенно деформирован советской системой воспитания. Принцип коллективизма являлся как бы отправной точкой для обоснования всех остальных воспитательных принципов, в частности принципов развития общественной активности ребенка и гражданского воспитания.