Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях
Различные социокультурные деформации, имеющие место в современных детских приютах, в первую очередь связаны с нарушением данных принципов, а девиантное поведение - с не-сформированностью у детей потребности в труде. Опыт работы с детьми, попадающими в детские приемники, свидетельствует о том, что случаи их бегства из приютов обусловлены прежде всего жестокостью обращения с ними, неспособностью воспитателей создать добросердечную семейную атмосферу. Дети часто предпочитают оставаться в приемнике, чем возвращаться в приют, чувствуя большую безопасность от насилия. Решение ребенком своих жизненных проблем через насилие над другими, воровство и др. в большинстве случаев обусловлено образом его жизни, примером и образцами поведения взрослых, а также и его неспособностью к труду или нежеланием трудиться в силу отсутствия элементарной привычки к нему, навыков и умений, паразитического образа жизни.
Принципы коллективизма и индивидуальной самодеятельности и самовыражения, вторые по значимости и по времени своего возникновения в социально-педагогической практике детских приютов и исправительных, трудовых коллективов, были разработаны примерно в одно и то же время - в 20-е гг. XX в. Принцип коллективизма был объявлен проявлением сути социалистических общественных отношений и стал основой воспитания и перевоспитания детей и подрост-ков в детских колониях и приютах. Его разработка неразрывно связана с именами таких классиков советской педагогики, как А. С. Макаренко, В. Н. Сороко-Россинский, С. Т. Шацкий и др. Принцип индивидуальной самодеятельности был разработан в англо-американской системе воспитания и связан с именами С. Смалса, Дж. Дьюи и других английских и американских педагогов.
Суть принципа коллективизма сводится к формированию у детей и подростков таких понятий, как общность интересов, забота о других, общее благо и поддержка общественного порядка. Его основой выступают совместная трудовая деятельность и различные формы социального общения. В отличие от принципа семейного воспитания основной объект заботы не личность ребенка, а коллектив, общее благо, социальная норма, формы и методы социального взаимодействия. Лишь подчинив свою волю воле коллектива, обретя конформизм мышления и своего поведения, ребенок становится подлинным коллективистом, теряя при этом свою индивидуальность.