Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Поэтому нормирование у детей и подростков представления о желаемом, должном, ценном придает осмысленность их жизни. И наоборот, потеря смысла жизни ведет не только к потреблению алкоголя, наркотиков и различным другим видам отклоняющегося поведения, но и к суицидальному поведению. Нередко подростки оберегают свои ценности от влияния взрослых, и эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специальными увлечениями. Они как бы накладываются на ценности повседневной культуры.

Региональная социокультурная специфика определяет и специфику семьи, ее основные проблемы, численность, структуру, нравственно-психологический климат, ценностные ориентации, принципы общения и социокультурной деятельности. Семья выступает здесь как основная единица гражданского общества с присущим ему образом жизни, регулируемым не столько правовыми нормами, сколько традициями, ритуалами, нравственными нормами поведения, обычаями, стереотипами мышления, коллективными на-строениями, религиозными и другими чувствами, знаковой символикой и смыслами. При этом на территории одной сравнительно небольшой страны, какой является Республика Беларусь, в различных ее регионах жизнь людей организована по-разному. Например, в Полесье преобладают общинные принципы, а в Понемонье — индивидуально-личностные. В одном случае определяющую роль играет общинная норма, а в другом — личностное самовыражение и самоутверждение. Различен здесь и тип мышления. То же самое можно сказать о городе и деревне. В одном случае главным фактором социализации выступает деятельность, во втором — общение и нравственная норма, регулирующая его. Различна здесь и роль отца и матери. Если в деревне в основном сохраняются патриархальные традиции, то в городе роль отца катастрофически падает.

Без учета этой специфики центр социально-педагогической работы с населением не в состоянии выполнять свои основные функции. Первым и основным принципом его работы является учет региональной и поселенческой специфики жизнедеятельности населения и ее этносоциальной обусловленности. Что же касается школьной социальной педагогики, то она основывается на представлении школы, с одной стороны, как самостоятельной социальной общины, а с другой — как части более широкой социальной общности , при этом выявляются особенности сельской и городской школы, школы в мегаполисе, большом, среднем и малом городе и т. д.