Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

педагогической поддержки процессов социализации и индивидуализации;

формирования цели и смысла жизни учащихся;

формирования нравственного самосознания школьников.

Духовно-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы означает их формирование и развитие в качестве субъектов культуры, при этом учитываются свой внутренний духовный опыт и определенная система ценностных ориентации, которые невозможно исследовать обычными научными средствами. Истоки этой деятельности коренятся в самой культуре общественной жизни, ее духовной природе, социальных нормах, бессознательных проявлениях архетипов культуры или коллективного поведения, обнаруживающих себя главным образом в сфере быта и досуга. Основным отличительным признаком социокультурной деятельности является ее смысловая и нормативная основа. В формировании и развитии культуры, смыслов и нравственных норм поведения школьников, обогащении их духовного опыта и заключается основная воспитательная роль художественной литературы, как и других видов искусства: музыки, изобразительного искусства и т. д. Личный и коллективный духовный опыт соотносятся как реальные и виртуальные, возможные формы нравственного поведения, образа мысли и действия.

С помощью социокультурных принципов художественного образования происходит становление школьника как субъекта культуры, т. е. им вырабатываются свои личностные знания, мировоззрение, стиль, собственная структура деятельности. Тем самым преодолевается искусственно созданный барьер между классным и внеклассным воспитанием, между воспитанием по алгоритму и воспитанием самой жизнью, социокультурной деятельностью. Воспитательная деятельность обретает форму жизненного утверждения через свободу нравственного выбора. Речь в данном случае идет не о формировании, а о развитии и саморазвитии нравственного сознания и самосознания личности. Учащемуся предоставляется возможность самому найти способ нравственного самовыражения и самоутверждения.