Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях
Особое внимание уделялось развитию в системе образования самоуправленческих начал, а они возможны лишь там, где учащиеся ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, там, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до всех и всем есть дело до каждого. Именно в этот период и возникла идея школы самоопределения. Ее концепция основывалась на предположении, что появившийся на свет индивид начинает воспринимать себя как некую предзаданность, которая реализуется в индивидуальном развитии, в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности. Процесс появления личности в данном случае предстает как развертывание этой предзаданности, а процесс образования - как процесс поиска, узнавания, формирования образа «я». Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заниматься любимым делом, «искать себя» в любом виде деятельности.
Социальная педагогика в школе связана не только с воспитанием, но и с обучением учащихся, опирающимся на принцип социального взаимодействия как основной метод образования. Его суть состоит в признании того факта, что индивид становится человеком благодаря человеческой общности и вне этой общности его обучение и воспитание немыслимо. Именно социальное взаимодействие в различных видах деятельности, общения и познания и служит основой социальной педагогики.
Представление об окружающем чувственном мире — общее достояние не только потому, что у всех оно складывается практически одинаково, но и потому, что оно не могло бы сложиться у одного человека без сотрудничества с другими, даже со всем ныне живущим человечеством, а также жившим до сих пор. Для педагога этот факт имеет такое же фундаментальное значение, как и живой опыт, ибо без него не было бы решительно никаких начал воспитательной деятельности. Учение сегодня все больше рассматривается как вид социокультурной деятельности. Ведь оно прежде всего представляет собой атрибутивную сторону общественной жизни. Учение не сводится лишь к приобретению знаний по различным наукам и умению решать задачи, выполнять действия с использованием знаний, оно служит источником раз-вития опыта, в том числе и духовного, связывающего его с изменением поведения людей.