Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Развитие самодеятельности ребенка рассматривалось как основная гарантия благополучия будущих поколений. Учитель выступал здесь уже как сотрудник, помощник и руководитель ребенка. Существующая оторванность школы от жизни оценивалась как про-явление устойчивого общественного строя и несоответствия современной общественной культуре. Преодолеть этот отрыв мыслилось благодаря творчеству самого учителя и его сотрудничества с населением.

А. Г. Калашников, М. Н. Крупенина, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин источник развития личности ребенка видели в социальных и культурных условиях жизни общества. При таком подходе коренным образом менялся угол зрения педагогического исследования. Средовые факторы становились предметом пристального изучения ученых, видевших в них источник интеллектуального, физического, нравственного, эстетического развития детей и взрослых. Воспитание человека, по мнению П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. Н. Сороко-Россинского, Л. С. Выгодского, А. С. Залужного и других основоположников советской педагогики, должно быть воспитанием самодеятельности. Поэтому всех учеников нужно вести так, чтобы всякую работу — и умственную, и физическую — они выполняли самостоятельно. Нужно, чтобы они сами делали «открытия», сами создавали свою жизнь, и с этой точки зрения весь метод преподавания должен быть совершенно иной. Прежде всего очень важно организовать свободное время детей, их свободную жизнь, опираясь на изучение среды, в которой они растут. Поэтому главными становятся создание внешних форм общественности и учет детских интересов. Для этого осуществлялась клубная работа.

«Мы не думаем, — писал С. Т. Шацкий, — что постановка общих целей воспитания и образования зависит от педагогов. Эти цели ставит сама жизнь, то ее направление, которое характерно для каждой исторической эпохи. Это не так просто сделать. Для того чтобы правильно ее поставить, надо установить те факторы, которые ее обусловливают. Таким образом, общая цель воспитания зависит от направленности экономики эпохи и данной страны, от ее быта, от ее идеалов. Зависит, конечно, постановка цели и от тех средств, которыми страна располагает. Не может быть целей вне времени и пространства, их властно диктует дух времени».