Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Какой-либо критический анализ в данном возрасте отсутствует. Развитие ребенка происходит как развитие ценностно-нормативной идентичности с родителями, семьей, соседской общиной, малой родиной. При этом родовая природная идентичность постепенно сменяется социальной или этнической принадлежностью, приобщением к нормам и требованиям Отечества.

Особую роль играют память предков, осознание своих национально-этнических корней, религиозные и другие идеологии рода и этноса, постижение его духовности как некоей единой системы ценностей, верований, мифологических и других представлений, нравственных и правовых норм, обычаев.

Мир детства — это мир непосредственной включенности ребенка в социальную среду, в социальную группу, в повседневную социокультурную действительность. Если групповая терапия, игротерапия, арт-терапия или нормализация психического и физического здоровья с помощью особого типа межличностных отношений и совместной деятельности в социальной группе являются весьма эффективным средством для взрослых, то для детей дошкольного возраста они выступают необходимым условием их развития, поскольку последние не выделяют себя из социальной группы. Нормальное развитие для ребенка — это развитие в соответствии с нормой, общепринятой в социальной группе, прежде всего в семье и непосредственном социальном окружении. Недостаточно просто научить быть внимательным, активным, отзывчивым, общительным и т. д. Социокультурные качества всегда есть результат культурной эволюции в ходе социального развития личности, осуществляемого по законам развития социума, а не организма или индивидуальной психики. Главное — условия существования или окружающая социокультурная среда как носитель основных целей и критериев развития. И если для подростка 12-15 лет и взрослого человека определяющую роль в их развитии начинают играть внутренняя рефлексия, самопознание, рациональное познание, обособление и известное десантирование от группы, опора на собственный опыт, ценностно-нормативная позиция, свое «я» и апеллирование к абстрактному мышлению, стремление как бы возвыситься, приподняться над повседневной действительностью, переосмыслить ее или заглянуть в будущее, прогнозируя свое поведение, то ничего подобного не происходит у детей дошкольного и младшего школьного возраста.