Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

С первых дней рождения от матери и других значимых взрослых ребенок усваивает общепринятые образцы поведения, формирует представление о нормальном, обыденном. которое совершается автоматически на бессознательном уровне. Главной составляющей повседневной реальности как раз и является социокультурная компонента. Она буквально пронизывает игровую деятельность детей.

Индивидуальный, нормируемый характер поведения ребенка - результат той образовательной среды, в которую он органично включен. Природа воспринимается и переживается им через призму своего собственного «я» с помощью различных мифов, прежде всего сказок. Она изначально имеет для ребенка очеловеченный, окультуренный характер и благодаря этому является основным фактором его нравственно-эстетического развития.

Люди воспринимаются и оцениваются им через нормы, принимаемые на веру. Именно через них вещи и явления обретают для ребенка некую безусловную ценность, личностно значимую для него. Благодаря этому формируется чувство доверия в незыблемость существующего порядка и верность соответствующим принципам и критериям. Верность основывается не на объективном, а на субъективном отношении к чему-то как величайшей ценности, собственному смыслу жизни. Маленький ребенок эмоционально переживает эти ценности окружающей его повседневности, воспринимает себя неразрывной частью целого — семьи, двора, улицы, поселения или малой родины. Определяющую роль в данном случае играет для него прежде всего предметная среда. И лишь потом им усваиваются и основные характеристики социальной среды: ценностно-нормативные отношения с родителями, родственниками, соседями, жителями деревни, микрорайона, различного рода воспитателями, учителями, руководителями. При этом социальная среда все больше обретает для него облик Отечества, а сам он все больше испытывает не только сыновние, родственные, но и гражданские чувства, осознает себя частью единого социального целого, ответственность за положение общих дел.

Благодаря социокультурной составляющей, ценностно-нормативному ее характеру, образовательная среда оказывает на ребенка двустороннее воздействие: снизу — родовой общины и сверху — социальной организации. При этом воздействие снизу носит, как правило, стихийный характер, а воздействие сверху — управляемый. К родовой общине относятся родительские, родственные, соседские, товарищеские и другие связи.