Предмет и объект социальной педагогики
Основным положением, из которого исходит социальная педагогика, является убеждение в том, что личность далеко не свободна в выборе форм и видов своего поведения. Ее мышление социально обусловлено и является продуктом соответствующей социокультурной эволюции, наиболее отчетливо выраженным в менталитете народа. Сама же личность как социальное качество человека вырастает не столько из естественных задатков индивидов и их соответствия объективно заданной ролевой структуре общества, сколько из символических, ценностно-нормативных отношений, возникающих в результате приписывания себе и объективной реальности субъективных культурных смыслов, своеобразного «надевания масок», разыгрывания своеобразных ролей по соответствующим правилам и нормам ролевой игры.
Ребенок, подросток, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически усваивает те нормы и ценности, тот стиль жизни и мышления, которые он видит в семье, среди соседей, в ближайшем микросоциуме. Люди, входящие в его ближайшее окружение, так называемые агенты социализации, воспринимаются им не только, а нередко и не столько как личности, сколько как исполнители определенных ролей. Эти роли они исполняют во многом неосознанно, в соответствии с теми предписаниями и ожиданиями, которые в свою очередь усвоены с детства. Поэтому условно можно говорить, что каждый из них в той или иной мере носит определенную маску, соответствующую роли отца, матери, соседа, брата, сестры, одноклассника и т. п.
Усвоение нормы в семье и ближайшем социальном окружении идет, как правило, на подсознательном уровне с помощью запечатления. Дети многими нитями связаны с миром взрослых. Испытывая на себе его различные воздействия, они вырабатывают неоднозначное отношение к этому миру в целом и отдельным его представлениям. Их общение с миром взрослых идет и тогда, когда они просто наблюдают за жизнью взрослых, их взаимоотношениями, слышат их разговоры, наблюдают.
Социокультурный, т. е. неестественный, характер социализации ребенка проявляется как в его мировоззренческих представлениях, так и в особенностях формирования социальных групп или детских коллективов. Однако его мировоззрение не носит научного характера, т. е. оно не отражает объективных закономерностей и связей, он эмоционально переживает их с позиции своего собственного отношения к миру. И это существенно отличает процесс, изначально ориентированный на социальную норму, а не на стимулы и реакции социального обучения детей, от обучения детенышей животных.