Предмет и объект социальной педагогики
Социокультурная норма есть основа всякой социальной взаимосвязи, в том числе и формирования социальных групп. Основой связи между людьми выступает культурная норма. Усвоение эталонов, норм, установок, характерных для конкретного региона, для тех или иных типов поселений, происходит через традиционный механизм социализации. Эти нормы обычно регулируют ритуалы знакомства, приветствия при встрече, стиль взаимодействия в общественных местах и т. п.
Будучи биосоциальным и социокультурным существом, каждый индивид неразрывно связан не только с природой, подчиняется законам ее развития, но и с культурой. В связи с этим социализация предстает как своеобразный процесс окультуривания природы человека, выделения и развития в нем сугубо социального начала. Природное и социальное нередко вступают в конфликт друг с другом. Иногда одерживают верх витальные потребности, а насилие становится основным фактором решения жизненных проблем. Оно становится основным источником девиантного поведения. Да и социальное сообщество, прежде всего государство, не функционирует лишь в соответствии с нормами культуры. Насилие, конкуренция и подавление личности проявляются в различной мере, причем в зависимости от степени демократизации общественных отношений, типа общества и его культуры. И все же социокультурные нормы в обществе преобладают. Овладение данными нормами первоначально происходит не только в процессе обучения, но и через усвоение этнического менталитета, родного языка как символической формы общения, который одновременно отражает историю народа, его жизнедеятельность, восприятие мира, моральные начала человека, мировоззрение, культуру и пр., влияет на склад мышления человека, на его ценности. Языковые навыки, бессознательно определяемые образы «картины мира», присущие носителям того или иного языка, служат основой национальной идентификации, проявляемой через своеобразную традицию, единство чувств, символов, эмоциональных ассоциаций и мифов. В силу этого обстоятельства социальная педагогика не является единой и однозначной для всех народов и стран. Каждому обществу, каждой культуре соответствует и своя социальная педагогика, решающая специфический круг проблем.