Предмет и объект социальной педагогики

Межличностные отношения детей с родителями и родителей между собой играют кардинальную роль в процессе формирования психологии ребенка , ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола. Эти атрибуты содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, в зависимости от пола ребенка. В этом плане ребенок выступает своеобразной «марионеткой», «слепком» семьи, другой неформальной группы. Однако социализация, или включение индивида в культуру, не исчерпывается лишь внешним воздействием на него социокультурной среды. Она всегда опосредована внутренней рефлексией, т. е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным общественным институтам, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. п. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов , который происходит наедине с собой или, условно говоря, в театре грез.

С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней. Здесь особую роль играют мифы, сказки, различные виды искусства, мировоззренческие представления и научные модели мира.

Восприятие школьника окружающими и восприятие им самого себя, а также восприятие им и его партнерами по общению явлений действительности могут значительно расходиться. Размышляя наедине с собой, сопоставляя, анализируя, школьник отбирает для себя те нормы, которые одобряются и реализуются в его непосредственном окружении. Он может выработать собственные нормы поведения, жизни, общения, может приспособить, трансформировать их к своему видению мира, людей, отношений. Кроме того, школьник может выработать определенную программу собственного поведения. В уединении он ищет и находит пути и способы соединения противоречивых норм, полностью отвергать которые не позволяют обстоятельства его жизни. Ребенок придумывает способы адаптации к окружающей действительности и регуляции своего поведения в соответствии с теми нормами, которым считает необходимым следовать.