Предмет и объект социальной педагогики
Профессиональную компетентность социального педагога составляют этические, нравственные, психолого-педагогические характеристики. Основой же социально-педагогических служб является утверждение в их структурах и механизмах примата личности и семьи по отношению к государству. Отсюда основополагающий принцип структурирования социальных служб — территориальный , максимально приближенный к семье, сфере взаимоотношений и общения людей различного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей. Общение, семейно-соседские общности рассматриваются в качестве той сферы, где главным образом осуществляется социальная политика, социальная помощь.
Социальная педагогика, как и социальная работа, — чрезвычайно важный инструмент социальной политики. При этом социальная политика определяет содержание, направленность, нормативно-правовую базу социально-педагогической работы и в известной мере выступает методологической, организационно-практической основой, которая диктует методы, формы и технологии социальной работы.
Вместе с тем становление, функционирование и изменение политической власти, отношения, складывающиеся между социальными субъектами по поводу власти, прежде всего государственной, деятельность по поиску оптимального соотношения между интересами структурных элементов общества и их заинтересованностью в сохранении целостности общества, а также деятельность элиты по управлению обществом не исчерпывают содержание и направление социально-педагогической работы. Следует отметить, что хотя политика и есть способ реализации обществом целей и задач своего развития с помощью власти, ее функционирования, но не все определяется лишь силой политической власти и официальной государственной идеологией. Политическая система — совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм. посредством которых реализуются политиковластные отношения. В этой системе основополагающая роль принадлежит отнюдь не государству, а гражданскому обществу или самостоятельным и независимым от государства общественным институтам и отношениям, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных коллективов и индивидов.