Предмет и объект социальной педагогики
Особую роль в его деятельности занимают такие проблемы, как жизненное самоопределение молодежи, молодежная субкультура, профилактика девиантного поведения, улучшение межличностных отношений, ролевое поведение, целенаправленная трансформация существующих отношений, структура потребностей и ценностных ориентации, игровая и другие виды деятельности, разрешение конфликтных ситуаций, возрастные и другие кризисы, милосердие, модификация поведения, социальное обучение и воспитание, оказание социальной помощи и участие в разработке социальной политики, охрана прав ребенка, социальное прогнозирование и проектирование, социальная реабилитация и целый ряд других решаемых им задач. В их решении социальный педагог опирается, с одной стороны, на социокультурные традиции, которые определяют жизнь человека, а с другой — на унификации социокультурного развития человека под влиянием средств массовой информации. В этом плане социальная педагогика теснейшим образом переплетается с социальной работой и социальной культурологией и служит важнейшим способом реализации социальной политики. Социально педагогическая работа предполагает не только оказание материально-финансовой, морально-правовой, психолого-педагоги-ческой поддержки людям, семье, группе лиц, которые попа-дают в сложную ситуацию, но и создание соответствующих социально-педагогических центров и служб. Она является профессиональной и общественной деятельностью государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленной на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев общества, и показателем реальных возможностей общественности и государства в сфере защиты, поддержки и помощи людям.
Образовательный стандарт по социальной педагогике предусматривает психолого-педагогическую подготовленность и компетентность специалиста с ориентацией на многоплановую социальную практику, овладение педагогикой отношений в социуме, семье, общине, условиях «открытой» микросреды личности, сфере труда, быта и досуга, социальной работе с различными возрастными и профессиональными группами, с детьми и взрослыми, другими категориями людей. При этом педагогические принципы и закономерности не просто принимаются и адаптируются с учетом региональной, социокультурной, национальной и макросоциальной специфики, а выводятся из основ социальной культурологии или общего социологического анализа тех разнообразных культурных явлений и процессов, которые не только входят в сферу художественной культуры или нравственности общества, но и присутствуют в хозяйственной или политической системе деятельности, отражаются в историческом развитии общества. В силу этого достижение социально-педагогических целей невозможно без: