Предмет и объект социальной педагогики
Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь ими-тироваться, какие избегаться, зависит от атмосферы в коллективе и неформальной группе, воспитательных организациях. Многое здесь будет зависеть от детской и подростковой субкультуры, господствующей в формальных и неформальных группах, следуя нормам которой подросток может выступать в роли своеобразной марионетки, слепо подражающей ей.
Не меньшую роль могут играть и средства массовой коммуникации, предлагающие различные образцы поведения, реализуемые в поведении героев книг, кинофильмов, телепередач, а также воспитание в летних лагерях. Все это нередко приводит к конфликту официальной и неофициальной социализации, конфликту ценностей общества, государства, отдельных социальных общностей и групп и отдельного индивида. Эти ценности и ценностные ориентации являются продуктом совместной жизни и выражают ее потребности. В большей части они выражают практику нынешних и предшествующих поколений. «Все прошлое человечества, — писал Э. Дюркгейм, — способствует созданию свода правил, определяющего современное воспитание, вся наша история, история народов, живших до нас, оставляет на них отпечаток».
Огромную роль играют межличностные отношения ребенка с родителями, воспитателями, учителями, сверстниками, соседями, родственниками, друзьями и т. д. Межличностные отношения с родителями влияют на социализацию. Во-первых, подкрепляя, поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители прививают ему определенную систему норм, дают знания о том, какие из них одобряются, а какие нет. Во-вторых, ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, т. е. идентифицирует себя с ними. И наконец, в-третьих, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.